Электронная информационная система «ЭЛИС» предназначена
для речевого и визуального оповещения пассажиров городского транспорта о
маршруте движения транспортного средства (номер маршрута, названия начальных,
промежуточных и конечных остановок), названии следующей остановки, вывода
разнообразных дополнительных сообщений на громкоговорители пассажирского салона
и светодиодное табло типа «бегущая строка», размещенное в салоне транспортного
средства. Видеоинформация о маршруте движения также выводится на светодиодные
табло повышенной яркости свечения, размещенные на передней, правой боковой и
задней сторонах транспортного средства.
Система
«ЭЛИС» имеет несколько исполнений в зависимости от вида транспортного средства,
исполнений информатора и информационных табло.
В
вариантах исполнения системы «ЭЛИС» с индексом К (например, «ЭЛИС-4НМК Т(ТН)»)
сменным носителем информации является флэш-карта памяти MMC, SD или SDHC, без
индекса К - модуль памяти ППК. Вариант исполнения системы «ЭЛИС» с индексом Т
предусматривает контроль температуры воздуха в салоне транспортного средства и
вывод значений на внутреннее табло «бегущая строка»; вариант исполнения с
индексом ТН – вывод значений температуры воздуха в салоне и температуры
наружного воздуха на внутреннее табло «бегущая строка». Исполнения систем с
индексом ТН поставляются с датчиком наружной температуры воздуха и внутренним
табло с индексом ТН в обозначении (например, НПЦ3.558.003-02Л ТН)
Состав системы.
Система "ЭЛИС" в полной комплектации предназначена для установки на транспортные средства городского и пригородного сообщения с напряжением питания бортовой сети +16...32 В и включает в себя:
Описание составных частей системы.
В качестве устройства управления системой
используется информатор "Электроника МС6610.02(П)" или
"Электроника МС6610.03(П)", размещенный в кабине водителя. Информатор имеет
алфавитно-цифровой жидкокристаллический индикатор, на котором отображаются
показания встроенных часов реального времени и название очередной остановки.
К информатору "Электроника МС6610.02(П)"
подключен сменный модуль с микросхемой FLASH-памяти, в которой хранятся звуковые
и текстовые сообщения системы.
В один модуль памяти можно записать несколько маршрутов
(например, всю автоколонну), чем достигается оперативность подготовки
информатора для работы на другом маршруте. К тому же, съемность модулей памяти
позволяет, имея их несколько штук (например, по числу колонн), охватить
информацией весь автобусный парк.
Сменные модули памяти
имеют объем 1, 2 или 4 Мбайт.
Информация для
программирования модулей памяти готовится при помощи Windows-программы «АРМ подготовки фонограмм» InfoSD.exe. Во
время подготовки фонограммы имеется возможность назначить отдельные остановки
"контрольными", что позволяет вести "протокол движения", фиксируя в модуле
памяти текущее время в момент объявления "контрольной" остановки.
Перепрограммирование модулей памяти производится
подключением информатора (с присоединенным к нему модулем) простым трехпроводным
кабелем к стандартному последовательному порту компьютера. При частом обновлении
информации в модулях памяти удобно пользоваться переносным информатором
SoundProg (поставляемым отдельно).
В информаторе "Электроника МС6610.03(П)" в качестве носителя информации используются стандартные MMC, SD или SDHC карты памяти объемом до 32 ГБайт включительно. Информатор имеет встроенный MP3-декодер и поддерживает стандартные частоты дискретизации звука (до 48 кГц включительно). На передней панели информатора размещен алфавитно-цифровой жидкокристаллический индикатор, на котором отображаются показания встроенных часов реального времени и название очередной остановки. Регулировка громкости звука - электронная (64 уровня), осуществляется кнопками передней панели информатора.
Подготовка звуковой и текстовой информации для записи
на карты памяти производится при помощи той же самой Windows-программы «АРМ подготовки фонограмм» InfoSD.exe, что и для
информаторов "Электроника МС6610.02(П)". Сама же запись сформированных
программой InfoSD.exe файлов групп маршрутов осуществляется на
стандартных устройствах чтения-записи для карт памяти.
На переднем табло, расположенном на передней стороне транспортного средства, отображаются:
Конструкция бокового табло выполнена аналогично конструкции переднего табло (3 + 1 знакоместа для номера маршрута и 2 строки по 15 знакомест для названий остановок), но имеет два режима работы:
После подачи питания на систему боковое табло работает в 1-м режиме (отображение названий начальной и конечной остановок) до первого объявления остановки информатором, после чего переходит во 2-й режим.
Заднее табло отображает только номер маршрута транспортного средства (3 знакоместа по 8x12 пикселей + 1 дополнительное знакоместо 5x7 пикселей).
Все три наружных табло изготовлены с
применением сверхярких светодиодов с большим углом обзора (70...90 град.
телесного угла по любой оси) и имеют двадцатичетырехступенчатую автоматическую
регулировку яркости в зависимости от уровня внешней освещенности.
Имеются исполнения наружных табло с 2 или 3 цифрами под номер маршрута. Количество знакомест номера оговаривается в конкретном заказе.
Табло "Бегущая строка" устанавливается в пассажирском салоне транспортного средства возле кабины водителя и представляет собой трехцветное информационное табло с пикселями зеленого, желтого и красного цветов свечения. Имеются модификации табло со следующими параметрами отображения:
На правой боковой стороне табло «бегущая строка» может устанавливаться датчик для отображения температуры воздуха в салоне транспортного средства в пределах от –40°С до +60°С (диапазон допустимых температур датчика – от –55°С до +125°С). Система «ЭЛИС» с индексом ТН комплектуется табло «Бегущая строка», к которому подключается дополнительный датчик для отображения температуры наружного воздуха в пределах от –40°С до +60°С (диапазон допустимых температур датчика – от –55°С до +125°С).
На "Бегущей строке" поочередно выводятся:
На переднем и боковом табло для облегчения восприятия
текстовая информация при выводе располагается по возможности симметрично
относительно вертикальной оси (центрируется), на табло "Бегущая строка" - если
размер выводимого текста превышает размер видимой области табло, то отображение
происходит в режиме бегущей строки, иначе - происходит центрирование.
Информация для всех табло системы передается информатором
по интерфейсу RS-485.
Все табло имеют энергонезависимую
память и в случае отказа информатора или обрыва/замыкания линии связи будут
отображать последнюю переданную им информацию.
Каждое
табло построено по блочно-модульному принципу из унифицированных модулей и имеет
собственный импульсный источник питания с цепями защиты от переполюсовки
питающего напряжения, выбросов напряжения свыше 36 В и высоким КПД, что
позволяет снизить потребление тока системой от бортовой сети транспортного
средства.
Наличие автоматической регулировки яркости
табло понижает потребляемый системой ток и уменьшает нагрузку на генератор и
аккумуляторы бортовой сети особенно в вечернее и ночное время, когда включены
освещение пассажирского салона, фары и габаритные огни транспортного средства.
Комплект поставки системы "ЭЛИС"
В составе электронной информационной системы "ЭЛИС"
допускается отсутствие одного или нескольких компонентов (за исключением
информатора семейства "Электроника МС6610", выступающего в качестве устройства
управления), что никаким образом не сказывается на общем функционировании
системы.
Конструктивно варианты поставки различаются габаритными размерами
табло, что обусловлено особенностями кузова конкретных транспортных средств в
местах установки табло.
Система «ЭЛИС» адаптирована для 19 типов автобусов и 11 типов троллейбусов, в том числе: 11 типов автобусов марки ЛиАЗ, 2 типа марки Волжанин, 3 типа марки МАЗ, Икарус-280, ГолАЗ 6228, ПАЗ 3237-01; 2 типа троллейбусов БКМ, «Русь», «Садко», ЛиАЗ, 2 типа ТРОЛЗА, 2 типа ВМЗ, 2 типа ТМЗ.
Программное обеспечение для подготовки аудио- и видеоинформации
Программное обеспечение и документацию для электронной информационной системы "ЭЛИС" можно найти на странице "Загрузка"
И "на сладкое" - видеоролик (1,02 Mбайт, avi, DivX 5.0), демонстрирующий работу переднего табло (верхнее) и бокового табло (нижнее). В качестве примера использован маршрут Т 15-го автобусного парка г. Москвы.
Вернуться "На главную"
Любая информация, находящаяся на этом сайте, может использоваться только в некоммерческих целях