Электронная информационная система «ЭЛИС» предназначена
для речевого и визуального оповещения пассажиров городского транспорта о
маршруте движения транспортного средства (номер маршрута, названия начальных,
промежуточных и конечных остановок), названии следующей остановки, вывода
разнообразных дополнительных сообщений на громкоговорители пассажирского салона
и светодиодное табло типа «бегущая строка», размещенное в салоне транспортного
средства. Видеоинформация о маршруте движения также выводится на светодиодные
табло высокой яркости свечения, размещенные на передней, правой боковой и
задней сторонах транспортного средства.
Возможность автоматического объявления остановок обеспечивается подключением
к устройству управления системы (информатору «Электроника МС6610.03(П)»)
внешнего источника навигационных данных, передаваемых в формате NMEA-0183
(навигационно-связной терминал, ГЛОНАСС/GPS-приёмник с интерфейсом RS-232 и т.п.).
Система «ЭЛИС» имеет исполнения в зависимости от вида транспортного средства,
исполнений информатора и информационных табло. Например, вариант исполнения системы «ЭЛИС» с индексом Т
предусматривает контроль температуры воздуха в салоне транспортного средства и
вывод значений на внутреннее табло «бегущая строка»; вариант исполнения с
индексом ТН – вывод значений температуры воздуха в салоне и температуры
наружного воздуха на внутреннее табло «бегущая строка».
Состав системы.
Система "ЭЛИС" в полной комплектации предназначена для установки на транспортные средства городского и пригородного сообщения с напряжением питания бортовой сети +16...32 В или +9...36 В и включает в себя:
N |
Фото |
Описание |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
Внутреннее табло "Бегущая строка"
|
|
6 |
ГЛОНАСС/GPS-приёмник "СЕЛЕНИТ" (опция)
|
Наружные информационные табло могут изготавливаться с применением светодиодных модулей нескольких типов, различающихся
типами корпусов используемых светодиодов и шагом их размещения в светодиодном модуле.
Размер видимой части наружных табло со сплошным полем отображения в пикселях (элементах отображения - светодиодах):
На переднее/боковое табло выводится номер маршрута (до 8 символов) и два названия остановок
(до 15 или 31 символов каждое), на заднее табло – номер маршрута (до 8 символов). Размер полей для вывода номера
маршрута и названий остановок и величина шрифта для номера маршрута вычисляются табло автоматически для получения
максимально возможной видимой области.
Для вывода информации на табло используются «пропорциональные» шрифты (ширина символа не фиксирована, поэтому
более «узкие» символы, например, «1», «,», «i» и т.п. позволят «пошире» отобразить такие символы, как «ж», «щ», «ы» и т.п.),
что позволяет «уместить» в относительно небольшом по размеру заднем табло некоторые 4-значные маршруты во всю высоту
видимой области (например, «1025» и «125С» выводятся шрифтом высотой 16 пикселей), что улучшит их разборчивость
с большого расстояния.
Для описания ширины пропорционального шрифта можно ввести понятие «базовой ширины» как ширины большинства символов
применяемого шрифта. Таким образом, для вывода информации на табло со сплошным полем отображения применяются шрифты
следующих размеров (ширина х высота):
Выводимая в соответствующее поле информация центрируется по ширине и, если это требуется, по высоте.
Если по какой-либо причине выводимая информация не помещается в отведенное для нее поле, то она усекается справа.
Для наружных табло со сплошным полем отображения с помощью специальных «конфигурационных» маршрутов можно задать
различные режимы вывода маршрутной информации: в одну или в две строки, «бегущей строкой» или статически,
вывод списка названий промежуточных остановок в режиме «вертикального листания», «горизонтального листания» или
«бегущей строкой» и др. (см. поставляемый с системой документ
«Настройка способов показа информации для табло со сплошным полем отображения»).
Наружные информационные табло на светодиодных модулях типа 3 (с уменьшенным расстоянием между
светодиодами) предназначены для транспортных средств малого класса и микроавтобусов (автобусы ПАЗ Vector NEXT,
микроавтобусы ГАЗель NEXT и т.п.)
Пример: табло на модулях типа 3 на автобусе малого класса ПАЗ Vector NEXT:
Переднее табло |
Боковое табло |
Заднее табло |
Наглядно посмотреть различные режимы вывода можно в демо-ролике, размещенном на нашем сайте (41 МБайт).
Описание составных частей системы.
В качестве устройства управления системой используется информатор "Электроника МС6610.03(П)", размещенный в кабине водителя.
В информаторе "Электроника МС6610.03(П)" в качестве носителя информации используются стандартные MMC, SD или SDHC карты памяти объемом до 32 ГБайт включительно. Информатор имеет встроенный MP3-декодер и поддерживает стандартные частоты дискретизации звука (до 48 кГц включительно). На передней панели информатора размещен алфавитно-цифровой жидкокристаллический индикатор, на котором отображаются показания встроенных часов реального времени и название очередной остановки. Регулировка громкости звука - электронная (64 уровня), осуществляется кнопками передней панели информатора.
Информатор комплектуется микрофоном для передачи сообщений водителем на громкоговорители пассажирского салона.
При подключении к информатору внешнего источника навигационных данных, передаваемых в формате NMEA-0183 (навигационно-связной терминал, ГЛОНАСС/GPS-приёмник с интерфейсом RS-232 и т.п.) имеется возможность автоматического объявления остановок на громкоговорители пассажирского салона и вывода на табло маршрутной информации в соответствии с маршрутом движения транспортного средства.
Подготовка звуковой и текстовой информации для записи
на карты памяти производится при помощи Windows-программы «АРМ подготовки фонограмм» InfoSD.exe.
Сама же запись сформированных
программой InfoSD.exe файлов групп маршрутов осуществляется на
стандартных устройствах чтения-записи для карт памяти (карт-ридерах).
На переднем табло, расположенном на передней стороне транспортного средства, отображаются:
Размер полей для вывода номера маршрута и названий остановок, и величина шрифта
для номера маршрута и названий остановок вычисляются табло автоматически для получения
максимально возможной видимой области.
Возможен вывод начальной и конечной (или только конечной) остановок одной строкой во всю высоту табло.
Если информация не помещается на табло, то она будет показана в режиме «бегущей строки».
Имеется возможность вывода на наружные табло со сплошным полем отображения монохромных рисунков размером до 160 х 32 пикселя. При подготовке информации для табло в программе InfoSD можно указать отдельно для переднего, бокового и заднего табло место размещения рисунка – перед номером маршрута, после номера маршрута или вместо номера маршрута. Рисунок должен быть монохромным файлом в BMP-формате. Если размер выводимого рисунка превышает размер табло, будет выведена верхняя левая часть рисунка:
Конструкция бокового табло выполнена аналогично конструкции переднего табло (номер маршрута длиной до 8 символов и 2 строки длиной до 15 или 31 символов для названий остановок), но имеет два режима работы:
После подачи питания на систему боковое табло работает в 1-м режиме
(отображение названий начальной и конечной остановок) до первого вывода информатором
маршрутной информации в табло, после чего боковое табло переходит во 2-й режим.
Размер полей для вывода номера маршрута и названий остановок, и величина шрифта
для номера маршрута и названий остановок вычисляются табло автоматически для получения
максимально возможной видимой области.
Возможен вывод начальной и конечной (или только конечной) остановок одной строкой во всю высоту табло.
Если информация не помещается на табло, то она будет показана в режиме «бегущей строки».
Заднее табло отображает номер маршрута транспортного средства (до 8 символов), и на него тоже можно выводить рисунки:
Все три наружных табло изготовлены с
применением ярких светодиодов с большим углом обзора (70...90 град.
телесного угла по любой оси) и имеют двадцатичетырехступенчатую автоматическую
регулировку яркости в зависимости от уровня внешней освещенности.
Табло "Бегущая строка" устанавливается в пассажирском салоне транспортного средства возле кабины водителя и представляет собой трехцветное информационное табло с пикселями зеленого, желтого и красного цветов свечения либо монохромное табло с пикселями красно-оранжевого цвета свечения. Имеются модификации табло со следующими параметрами отображения:
На правой боковой стороне табло «бегущая строка» может устанавливаться датчик для отображения температуры воздуха в салоне транспортного средства в пределах от –40°С до +60°С (диапазон допустимых температур датчика – от –55°С до +125°С). Системы «ЭЛИС» с индексом ТН комплектуются табло «Бегущая строка», к которому подключается дополнительный датчик для отображения температуры наружного воздуха в пределах от –40°С до +60°С (диапазон допустимых температур датчика – от –55°С до +125°С).
На "Бегущей строке" поочередно выводятся:
На внутреннем табло отображение происходит в режиме "бегущей строки", если размер выводимого текста превышает размер видимой области табло; иначе - происходит центрирование.
Информация для всех табло системы передается информатором
по интерфейсу RS-485.
Все табло имеют энергонезависимую
память и в случае отказа информатора или обрыва/замыкания линии связи будут
отображать последнюю переданную им информацию.
Каждое табло построено по блочно-модульному принципу из унифицированных модулей и имеет
собственный импульсный источник питания с цепями защиты от переполюсовки
питающего напряжения, выбросов напряжения свыше 36 В и высоким КПД, что
позволяет снизить потребление тока системой от бортовой сети транспортного
средства.
Наличие автоматической регулировки яркости
табло понижает потребляемый системой ток и уменьшает нагрузку на генератор и
аккумуляторы бортовой сети особенно в вечернее и ночное время, когда включены
освещение пассажирского салона, фары и габаритные огни транспортного средства.
Для реализации возможности автоматического оповещения пассажиров о движении по маршруту (без участия водителя)
к информатору "Электроника МС6610.03(П)" подключается внешний ГЛОНАСС/GPS-приёмник "СЕЛЕНИТ"
с последовательным интерфейсом RS-232 (c параметрами по умолчанию – 9600 бит/сек, 8 бит, без контроля чётности)
и форматом данных NMEA-0183.
Приёмник снабжён высокоэффективной керамической антенной и построен на высокопроизводительном
и экономичном чипсете последнего поколения, имеющем прекрасное качество приёма в условиях плотной городской застройки.
Интерфейсный разъём приемника – вилка miniDIN 6 pin. Данный вид разъема применяется на большинстве внешних
навигационных приёмников импортного производства (например, GLOBALSAT BR-355, GLOBALSAT MR-350, LOCOSYS LS23032-G и др.),
и поэтому к приёмнику «СЕЛЕНИТ» подходят многие аксессуары от этих приёмников - например, кабель для подключения
к компьютеру в порт USB или в порт RS-232.
Автоматическое объявление остановок также можно реализовать подключением информатора "Электроника МС6610.03(П)" к
любому бортовому источнику навигационных данных, который умеет транслировать в формате NMEA-0183 поток данных
своего навигационного приёмника на свободный COM-порт. Например, такую возможность на сегодня имеют навигационно-связные
терминалы "Гранит-Навигатор 2.07", "Гранит-Навигатор 4.10", "Гранит-Навигатор 4.11" производства ЗАО "Сантэл-Навигация",
трекеры "SAT-PRO" компании "Satellite Solutions".
Общая максимальная потребляемая мощность от бортовой сети транспортного средства зависит от состава табло информационной системы "ЭЛИС" и от количества и типа светодиодных модулей, из которых собраны табло. В таблице ниже представлены максимальные потребляемые мощности некоторых конфигураций табло (безоблачный солнечный полдень, т.е. наибольшая яркость табло) при напряжении бортовой сети 27 В.
N |
Конфигурация табло |
Формат табло, пикс. |
Макс. потребл. мощность |
1 |
Переднее/боковое, тип 1, 4 модуля |
120 х 16 |
20 Вт |
2 |
Заднее, тип 1, 1 модуль |
30 х 16 |
5 Вт |
3 |
Переднее/боковое, тип 2, 3 модуля |
96 х 16 |
45 Вт |
4 |
Переднее/боковое, тип 2, 4 модуля |
128 х 16 |
60 Вт |
5 |
Заднее, тип 2, 1 модуль |
32 х 16 |
15 Вт |
6 |
Переднее/боковое, тип 2.1, 3 модуля |
96 х 16 |
20 Вт |
7 |
Заднее, тип 2.1, 1 модуль |
32 х 16 |
7 Вт |
8 |
Переднее/боковое, тип 3, 3 модуля |
96 х 16 |
20 Вт |
9 |
Заднее, тип 3, 1 модуль |
32 х 16 |
7 Вт |
10 |
Внутреннее, 3-цветное |
72 х 8 |
19 Вт |
11 |
Внутреннее, 3-цветное |
96 х 8 |
25 Вт |
12 |
Внутреннее, монохромное |
72 х 8 |
10 Вт |
13 |
Внутреннее, монохромное |
96 х 8 |
13 Вт |
Комплект поставки системы "ЭЛИС"
В составе электронной информационной системы "ЭЛИС"
допускается отсутствие одного или нескольких компонентов (за исключением
информатора "Электроника МС6610.03(П)", выступающего в качестве устройства
управления), что никаким образом не сказывается на общем функционировании
системы, за исключением тех функций, работа которых обеспечивается отсутствующим компонентом (например,
при отсутствии ГЛОНАСС/GPS-приёмника будет невозможно автоматическое объявление остановок).
Базовый набор табло в одной информационной системе - это "ЭЛИС-4": переднее табло, боковое табло,
заднее табло и внутреннее табло "Бегущая строка" (3 наружных табло и 1 внутреннее).
Максимальное количество табло в одной системе - по 3 шт. передних, боковых и задних табло и 2 шт.
внутренних табло.
По согласованию с заказчиком возможна адаптация конструкции табло под особенности места установки табло
в транспортном средстве.
По состоянию на 2017 год система «ЭЛИС» адаптирована для применения более чем в 40 типах транспортных средств,
в том числе для 30 типов автобусов (10 типов автобусов ЛиАЗ, 4 типа ПАЗ, 4 типа ГолАЗ, 4 типа МАЗ, 4 типа "Волжанин",
Fiat Ducato, Ford, "ГАЗель", "Олимп", Mercedes, Scania) и 10 типов троллейбусов (4 типа ТролЗа, 2 типа БКМ, 2 типа ВМЗ,
2 типа СВАРЗ).
Программное обеспечение для подготовки аудио- и видеоинформации
Речевые сообщения, географические координаты для автоматического объявления остановок, текст и графика для информационных
табло системы "ЭЛИС" обрабатываются на компьютере с операционной системой Windows при помощи программы InfoSD.
Помимо выпускаемых в настоящее время информаторов "Электроника МС6610.03(П)" программа также поддерживает подготовку и запись
в модули памяти информаторов "Электроника МС6610.02(П)" - снятых с производства, но всё ещё эксплуатируемых на широких
просторах нашей страны.
Программа InfoSD снабжена подробной документацией и примерами готовых маршрутов.
Актуальная версия программы, примеры, документация и сопутствующая информация записаны на поставляемую вместе с информатором
"Электроника МС6610.03(П)" SD/SDHC карту памяти.
Также программное обеспечение и документацию для электронной информационной
системы "ЭЛИС" можно найти на странице "Загрузка" нашего сайта.
Вернуться "На главную"
Любая информация, находящаяся на этом сайте, может использоваться только в некоммерческих целях